Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.
Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.
В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т.е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра), ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада.
Общий принцип — природосообразности развития и воспитания — конкретизируется в следующих положениях:
— воспитание через подражание и пример;
— культивирование многообразных форм игровой деятельности (прежде всего «свободной игры», ритмических игр, традиционных народных игр и др.);
— ритм и повторение;
— общий художественно-эстетический фон.
Вальдорфские детские сады очень отличны от других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:
Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:
Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того проводятся такие занятия, как лепка, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.
Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.
Организационной основой жизни вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).
Использованы материалы сайтов: "Вальдорфская педагогика", "Сервер по вальдорфской педагогике" и книга "Дошкольная педагогика от Фребеля до "Истоков".