Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных
условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики:
подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз
метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах
Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально
разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов.
В Монтессори-материалах заложена возможность
самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать
на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной
деятельностью ребенка.
Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в
разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний
и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.
Монтессори-класс включает в себя множество зон:
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.
Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.