У каждого человека есть три канала восприятия: визуальный (через зрение), аудиальный (через слух) и кинестетический (через действие). Конечно, у всех относительно здоровых людей работают сразу три канала, но обычно один из них преобладает. По ведущему пути восприятия людей делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Если с детства определить тип восприятия, то это может помочь развитию возможностей ребенка. Психологи рекомендуют учитывать такие особенности и при подборе няни. Но сначала нужно понять, кто же ваша кроха.
Малыш может заметить даже небольшие изменения в обстановке. Интересуется предметами яркими и с интересной формой. Но с ранних лет может не любить какой-то цвет или форму. Интересуется буквами, картами, дорожными знаками, схемами, хочет понять их смысл. Любит конструкторы, картинки, настольные игры. Хорошая зрительная память. Такие детям сложнее быть успешными в подвижных играх, а артистическом выражении, они не участвуют в детских потасовках.
Ребенку-визуалу нужно показывать больше картинок в книгах, любое занятие сопровождать рисунками, давать возможность больше самовыражаться через рисунок и письмо.
Дети-слушатели любят музыку и быстро запоминают мелодии. Болезненно реагируют на шум и громкий голос. Такому малышу, если с ранних лет не испортить вкус, нравится классика. Аудиалы любят повторять разные звуки, подражать звукам животных и машин, менять голос во время игры. Это тараторки, которые сами болтают без умолку и хотят, чтобы другие тоже с ними постоянно разговаривали. Артистичны, способны к иностранным языкам.
Во время занятия таким детям сложно сидеть на молча и не отвлекаться. Учить их нужно эмоционально, с помощью образных рассказов с живыми интонациями, постоянно поддерживать обратную связь с помощью вопросов.
Для детей-деятелей обычна физическая активность, и даже драчливость. А симпатию он любит выражать через «обнимашки». Должен постоянно хоть как-то двигаться. Под музыку начинает танцевать, на улице много бегает. Любит лепить и собирать конструкторы. Страдают от неусидчивости.
Обучение такого ребенка должно быть связано с какими-то действиями. Например, чтобы запомнить букву, лучше всего вылепить ее из пластилина или вырезать из картона.
Лучше всего, если няня и ребенок по ведущему каналу восприятия совпадают. Но опытная и педагогически одаренная няня сможет подстроиться под ребенка любого типа, и тогда занятия для няни и малыша будут взаимно обогащать их умение воспринимать окружающий мир.