Няня для маленького ребенка играет огромную роль в развитии его интеллекта. В период от полутора лет до пяти-шести у крохи формируются многие важнейшие мыслительные процессы, а сними и речь.
И здесь важно не столько знание няней всяческих передовых методик и новомодных авторских систем, сколько искреннее внимание и интерес к малышу, желание с ним разговаривать и собственная грамотная речь без излишнего сюсюканья и серьезных нарушений дикции.
В полтора годика обычно развивающийся малыш выражает свои мысли одним словом. Например, если он хочет, чтобы ему дали мячик, то говорит одно слово «мяч», если хочет предложить пойти на улицу, то говорит «гулять». Это именно те слова, которые чаще всего произносили в таких ситуациях взрослые.
Важно не только понять, что именно хочет сказать ребенок, но и произнести в ответ его желание полной фразой: «ты хочешь, чтобы я тебе дала мячик?» или «ты хочешь, чтобы мы с тобой пошли на улицу?».
Если не подстраивать под примитивную речь ребенка, а говорить с ним нормальными, но как можно более простыми предложениями, медленно, четко и выразительно, то уже к двум годам юный оратор начнет выдавать фразы, правда не всегда согласованные и вначале без союзов.
Например «няня мячик улица гулять», что, конечно же, означает «няня, давай возьмем мячик и пойдем на улицу играть». И на этом этапе опять важно повторять фразу правильно, с нужным порядком слов и союзами, согласуя и соподчиняя слова в соответствии с нормами русского языка. А для этого няня должна обладать всего лишь элементарной речевой грамотностью.
В два года малыши обычно уже различают единственное и множественное число, прошедшее, настоящее и будущее время глагола, а также их произнесение от первого, второго или третьего лица (я, ты, он), некоторые падежные окончания.
Проблемы с произнесением звуков бывают у всех малышей, в любом случае при явном наличии проблем нужна консультация логопеда, который выявит проблему. Некоторые занятия по инструкциям логопеда по проговариванию различных слов и звуков может проводить и няня, но для этого она должна сама все эти звуки правильно выговаривать.
Особенно трудно даются крохам «р», «л», «ж», «ш», «с», «з». Но нужно набраться терпения, побольше говорить с малышом, употребляя слова именно с этими звуками и предлагая ему повторять их, и обычно к четырем-пяти годам основные речевые проблемы решаются.