Умение говорить – один из важнейших жизненных навыков, который не может сформироваться у ребенка без помощи других людей. На формирование речи малыша влияют в первую очередь члены семьи и, конечно же, няня.
В процессе общения постепенно формируется выговаривание звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому считается, что за первые пять лет жизни усваивается 90% всей информации, которую человек получает за всю жизнь, и получает ее маленький человечек в значительной части с помощью речи.
С ребеночком до года нужно как можно больше разговаривать, с доброй и нежной, иногда строгой при необходимости интонацией, но четко и внятно, меняя тембр голоса. Хорошо, если малыш будет видеть при этом лицо няни, запоминая мимические движения при разных звуках.
Не стоит говорить даже совсем еще несмышленому крохе никаких слов, которые вы не хотели бы, чтобы он повторил в присутствии родителей, ведь это может произойти неожиданно рано. Обычно с шести месяцев появляется связь между звуками и действиями или предметами. Например, при слове «тик-так» малыш поворачивается к часам.
Произношение осмысленных слов обычно начинается с годика. Это, прежде всего, обращение к близким людям: маме, папе, бабе, няне, потом название привычных или любимых предметов и действий.
Это важнейший этап развития словесно-логического мышления, когда образуются связи между предметами, действиями и словами. Первые слова могут быть самыми разными, причем произношение обычно отстает от понимания – понимает (это называется пассивным словарем) ребенок от года до двух в несколько раз больше слов, чем произносит. Произносимые слова – это набор из активного словаря.
Скорость пополнения активного и пассивного словаря зависит от общения со взрослыми, в первую очередь с родственниками и няней, а также со старшими братьями и сестрами.
Связано развитие речи и с ручками – чем больше занимается кроха конструкторами, лепкой из пластилина, рисованием, лепкой калачиков в песочнице, тем быстрее пополняться его лексикон разными существительными и глаголами. Все это сопрягается со стремлением к самостоятельности и получению желаемого, которое тоже нужно выражать словами, чтобы взрослые поняли, чего человечек добивается. А понять бывает непросто.
Чем больше поощряется самостоятельность, например, в пользовании ложкой, одевании и раздевании, тем быстрее развивается речь и мозг. Главное, чтобы действия, к которым так стремится кроха, например нажимание кнопок и открывание полок, происходило под полным контролем няни и сопровождалось объяснениями, что можно, а что нельзя.