Вопрос этот можно считать риторическим. Любой человек, с которым общается ребенок, является для него учителем и воспитателем, проблема только в том, чему именно разные люди научат и что воспитают в малыше.
В процессе познания окружающего мира маленькому человеку необходимо сопровождение, чтобы не просто видеть, прикасаться и проверять на зуб все вокруг, а постепенно осознавать существование окружающего мира и своего места в нем.
Лучше всего эту роль сможет выполнить няня воспитатель с педагогическим образованием, которая будет грамотно руководить умственным развитием ребенка и пробуждать в нем стремление к знаниям.
Маленьким детям необходимо постоянно движение и получение новых впечатлений. И перед няней стоит непростая задача – обеспечить безопасность крохи, но при этом предоставить ему достаточную свободу, необходимую для развития личности. И эта свобода в первую очередь должна проявляться через творчество.
Для выполнения такой задачи няня сама должна быть достаточно творческим человеком, пусть не поющим и танцующим, что очень было бы хорошо, но хотя бы умеющим рисовать, играть в увлекательные и развивающие игры, выразительно читать, а лучше рассказывать стихи и сказки.
Работа няни-воспитателя в идеале является призванием и состоянием души терпеливого, доброго, открытого, мудрого человека. Когда ребенок общается с такой няней, у него загораются глазки, он улыбается и радостно поддерживает все ее предложения.
Если это так, то значит няня выбрана правильно, и она сможет в достаточной степени расширить познание малышом окружающего мира, сохранив при этом его детскую непосредственность и любознательность. Такой воспитатель даже скучные занятия, например уборку игрушек или одевание, сможет превратить в веселое и полезное времяпровождение.
Хорошо, когда няня-воспитатель владеет авторскими педагогическими методиками занятий с дошкольниками, среди которых наиболее признаны в России Зайцев, Никитины, Железновы, Глен Доман, Мария Монтессори.
Но знание этих методик не может гарантировать хороший результат, если няня не может их оценивать, применять комплексно в зависимости от возраста ребенка и ситуации, сочетать с собственными наработками.
Грамотный воспитатель умеет выбирать из педагогических методов самые лучшее, способствующие всестороннему развитию ребенка. Такая няня сумеет подготовить ребенка к началу школьного обучения и к нахождению в детском коллективе.