Выбирая гувернантку для своего ребенка, ни в коем случае нельзя спешить, думая, что в случае неудачного выбора легко ее поменяете. И маленькие дети от трех лет, и младшие школьники, и подростки очень чувствительны к отношениям с взрослыми, и любой негативный контакт с воспитательницей может создать серьезные проблемы с характером и поведением ребенка в дальнейшем.
Неудачный выбор гувернантки ребенок постарше может расценить как невнимание родителей к нему. А маленькому ребенку лучше вообще не давать повода думать, что родители и другие взрослые могут ошибаться и что-то делать неправильно.
Потерянный безупречный авторитет потом сложно будет восстановить. Поэтому очень важно так провести беседу с кандидаткой в гувернантки, чтобы исключить ошибку в выборе.
Любите ли Вы детей?
При отрицательном ответе все последующие вопросы не имеют смысла. При замешательстве или заметной неискренности, чрезмерной неестественной эмоциональности при ответе на этот вопрос стоит призадуматься.
Ваше образование?
Наличие педагогического образования еще не гарантирует наличие педагогических способностей, а тем более таланта. Часто в гувернантки идут бывшие учителя, которые не смогли работать в школе из-за полной или частичной профессиональной непригодности.
Но вполне возможно, что попадется бывший учитель или воспитатель высокого уровня, который просто желает зарабатывать в соответствии со своим профессиональным и интеллектуальным уровнем. Если это так, то родителям и ребенку повезло.
Ваш опыт работы? Есть ли у Вас рекомендации, трудовая книжка?
Брать новичка – достаточно большой риск. Но и наличие опыта, и солидные рекомендации не дают полной гарантии того, что в обществе этой женщины ребенку будет хорошо. При наличии рекомендаций потом обязательно нужно будет связаться с теми, кто их давал. Что у них спросить – тема отдельного разговора.
Какие Вы знаете языки? Уровень владения?
Прежде всего, обратите внимание на уровень владения русским языком. Если речь в кандидатки оставляет желать лучшего, демонстрируется скудный словарный запас, излишнее количество междометий, про свободу владения английским особо не имеет смысла спрашивать.
Если ребенок будет большую часть времени находиться с этой женщиной, вскоре он станет говорить так же. Значительная доля таланта Пушкина – заслуга его няни Арины Родионовны. Если по стилю речи воспитательница напоминает Эллочку-людоедку, то вполне вероятно, что ее воспитанница станет такой же.
Ваши взгляды на воспитание? Ваш подход к воспитанию детей … возраста?
Прирожденный педагог на этот вопрос будет отвечать долго и увлеченно. Не перебивайте, слушайте внимательно, прежде всего, слушайте свое любящее родительское сердце. Мысленно задайте себе 5 вопросов:
Не вызывает ли этот человек у меня тревогу, беспокойство, смогу ли я доверить ему жизнь и здоровье своего ребенка?
О чем мне сказали невербальные сигналы – интонация, тембр голоса, жесты, мимика, осанка, взгляд, выражение лица? 80% информации во время беседы мы получаем невербально, но не всегда можем ее расшифровать. Здесь важно включить интуицию, прислушаться к своим ощущениям, эмоциям.
Симпатичен ли мне этот человек?
Сможет ли эта женщина стать авторитетом для моего ребенка, понравиться ли она ему?
Хочу ли я, чтобы мой ребенок стал в чем-то похожим на эту женщину? Это неизбежно, ведь дети автоматически перенимают манеры и даже качества характера у взрослых людей, к которым испытывают позитивные эмоции и уважение.
В конце беседы нужно четко определить круг требований, помня, что чем больше дополнительных хозяйственных обязанностей будет возложено на гувернантку, тем меньше она сможет уделять внимание ребенку.
Для мальчика не стоит исключать вариант с выбором гувернера, но поскольку на рынке труда таких предложений намного меньше, выбор кандидата должен быть особенно придирчивым и тщательным, чтобы не нарваться на мужчину с отклонениями в психике.